|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Приказ № 58 от 27.08.2021
Заведующая МБДОУ №32 «Искорка»
____________ Обухова Л.В.
Учебный план
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №32 «Искорка»
на2021-2022 учебный год.
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 2
От 27.10.2021
2021год
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 32 «Искорка» (далее по тексту МБДОУ), является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики ДОУ, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Нормативной базой для составления учебного плана муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 32 «Искорка» являются:
Основными задачами учебного плана являются:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
2. Реализация ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса в МБДОУ.
3. Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального).
В МБДОУ функционирует 2 разновозрастных группы:
№ |
Название группы |
Количество детей в группах общеразвивающей направленности |
1. |
Разновозрастная группа (2 мес-8 лет) |
11 |
2. |
Разновозрастная группа (4-7 лет) |
12 |
Режим работы МБДОУ - 10 часов
Время работы: - с 7.30 - 17.30
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Решением педсовета Протокол № 2 от г. установлены следующие периоды:
Учебный - с 01.09.2021 г. по 31.05.2022. г.
Летний оздоровительный - с 01.06.2022 г. по 31.08.2022. г.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Всего в учебном 2021 – 2022 году - 37 учебных недель
Содержание образовательного процесса обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Образовательные области реализовываются в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Образовательная нагрузка определена с учётом необходимого требования – соблюдение минимального количества непрерывной образовательной деятельности, на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана согласно с Образовательной программы ДОУ и с учётом максимально – допустимым объемом недельной образовательной нагрузки (СанПин ), в соответствии с основными видами организованной образовательной деятельности.
На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3 - 4 часов.
Количество непрерывной образовательной деятельности, её продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПин 2.4.3648-20 В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Количество в группах составляет:
Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиях.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию организовывается на открытом воздухе.
Образовательная деятельность в возрастных группах проводятся по подгруппам. В группах детей дошкольного возраста допускается проведение некоторой непрерывной образовательной деятельности, со всей группой (по условиям ДОУ). Выход с воспитанниками на прогулку корректируется согласно режима дня для определённого возраста.
Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
Содержание образовательной деятельности в МБДОУ детском саду №32
« Искорка»
Обязательная часть обеспечивает выполнение примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности с учетом принципа интеграции по пяти образовательным областям: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программа «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования предназначенная для работы с детьми от рождения до 2 лет, от 2 до 7 лет под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Содержание программы «От рождения до школы», дополнительных программ и методических пособий способствует целостному развитию личности ребёнка дошкольного возраста по пяти образовательным областям: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Обязательная часть предполагает комплексность подхода, (деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной чтения), обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Объём обязательной части - не менее 60% от её общего объёма.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально - коммуникативное развитие детей осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по безопасности, духовно-нравственному воспитанию. Формирование социальных отношений происходит в процессе игровой, трудовой и коммуникативной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, во взаимодействии с родителями.
Методическое оснащение:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»:
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»
Э.Я.Степанкова «Сборник подвижных игр» для детей 2-7 лет»
Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром»
Л.В. Куцаковой «Трудовое воспитание в детском саду»
К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности»
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по РЭМП, ознакомлению с окружающим, патриотическому воспитанию, в ходе непрерывной образовательной деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.
Методическое оснащение:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»:
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением»
И.А.Помораева, В.А. Позина « Занятия по формированию элементарных математических представлений»
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие детей по речевому направлению осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по развитию речи, чтению художественной литературы, грамоте в ходе непрерывной образовательной деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.
Методическое оснащение:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду»
Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников Грамоте»
В.В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через деятельность детей по музыке, лепке, рисованию, ручному труду, аппликации, конструированию, в ходе непрерывной образовательной деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.
Методическое оснащение:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»:
Е.Н. Арсенина «Музыкальные занятия».
Т.С. Комарова «Художественное творчество»
Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала»»
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Физическое развитие детей осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по физической культуре и здоровью, в ходе непрерывной образовательной деятельности, по физкультуре 2 раза в неделю в группе раннего возраста; в младшей и средней группах – 3 раза в неделю. Третье физкультурное занятие с детьми старшей и подготовительной группы проводится на прогулке в виде подвижных игр и спортивных упражнений. Физическое развитие детей осуществляется также в совместной, самостоятельной деятельности педагога с детьми и в режимных моментах.
Методическое оснащение:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Методическое пособие к программе Н.Е. Веракса От рождения до школы»:
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».
Реализуемые в МБДОУ программы помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности, обеспечивают целостность образовательной работы, и содействуют эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
для детей дошкольного возраста (3 - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Данная часть учебного плана учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
В образовательном процессе предусмотрена интеграция образовательных областей в процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и совместной деятельности взрослого и ребенка, что дает возможность снизить учебную нагрузку, и позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу.
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»» вынесена в образовательную деятельность в ходе режимных моментов, игры, труда, общения со сверстниками и взрослыми и во всех дошкольных группах проводится соответственно циклограмме воспитателя.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных обеспечивает региональный компонент «Родники Дона».
Работа осуществляется в рамках дополнительного часа - 1 раза в неделю, во второй половине дня, по скользящему графику.
. Объём части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Учебный план в рамках образовательной программы МБДОУ,
составленный на основе программы "От рождения до школы" (2014 г)
2021– 2022учебный год
общеобразовательные группы
Базовая ОО |
Возростные группы |
|||||||
Инвариантная часть: |
1 младшая |
|
старшая |
|
||||
Количество ПННОД (неделя, год) |
нед. |
год |
|
|
нед. |
год |
|
|
ОО «Познавательное развитие» |
2 |
|
|
|
3 |
111 |
|
|
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1
|
37
|
|
|
2 |
37 |
|
|
Познание. Формирование элементарных математических представлений |
1 |
37 |
|
|
1 |
37 |
|
|
ОО «Речевое развитие» |
1 |
37 |
|
|
2 |
74 |
|
|
ОО «Художественно-эстетическое» (изобразит. д-ть) |
2 |
|
|
|
3 |
111 |
|
|
Рисование Лепка Аппликация |
1 1
|
37 37 |
|
|
2 0,5 0,5 |
74 18,5 18,5 |
|
|
ОО «Физическое развитие» |
3 |
111 |
|
|
3 |
111 |
|
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) |
2 |
74 |
|
|
2 |
74 |
|
|
Итого: |
10 |
370 |
|
|
13 |
481 |
|
|
Вариативная часть Региональный компонент « Родники Дона» Р.М.Чумичева |
нет |
|
|
|
1 |
37 |
|
|
Всего: |
10 |
370 |
|
|
13 |
555 |
|
|
Объём недельной образовательной нагрузки |
1 ч 60 мин |
|
4ч 30 мин |
|
Содержание ОП обеспечивает развитие личности ребёнка, его способностей в различных видах деятельности и охватывает 5 ОО ФГОС:
- социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие.
Организация жизнедеятельности
МБДОУ детском саду № 32 «Искорка»»
(холодный период)
|
Младшая дошкольная группа |
Старшая дошкольная группа |
Прием детей, осмотр, игры, беседы |
7.30 - 8.00 |
7.30 - 8.10 |
Утренняя гимнастика |
8.00 - 8.10 |
8.20 - 8.30 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры |
8.20 – 8.35 |
8.20 – 8.35 |
Завтрак 1 |
8.35 – 8.45 |
8.35 – 8.45 |
Самостоятельная деятельность |
8.45 – 9.00 |
8.45 – 9.00 |
Завтрак 2 |
10.30- 10.40 |
10.35 - 10.45 |
Непрерывная образовательная деятельность по подгруппам |
9.00 - 9.40 |
9.00 – 10.05 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
9.40 - 11.50 |
10.05 - 12.10 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, игры |
11.50 – 12.00 |
12.10 – 12.25 |
Подготовка к обеду. Обед |
12.00 - 12.40 |
12.25-12.55 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. |
12.40 - 15.00 |
12.55 - 15.00 |
Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика |
15.10 - 15.30 |
15.10 - 15.20 |
Подготовка к полднику. Полдник |
15.30 - 15.40 |
15.30 - 15.40 |
Непрерывная образовательная деятельность (Совместная деятельность) |
15.40 - 16.00 |
15.40 - 16.05 |
Прогулка. Игры, труд, уход детей домой |
16.00 - 17.30 |
16.05 - 17.30 |
Организация жизнедеятельности
МБДОУ детском саду № 32 «Искорка»
(теплый период)
|
Младшая дошкольная группа |
Старшая дошкольная группа
|
Прием детей, осмотр, игры, беседы |
7.30 - 8.00 |
7.30 - 8.10 |
Утренняя гимнастика |
8.10 - 8.20 |
8.10 - 8.20 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры |
8.20 – 8.35 |
8.20 – 8.35 |
Завтрак 1 |
8.35 - 8.50 |
8.35 - 8.50 |
Подготовка к прогулке, гигиенические процедуры |
8.50 – 9.00 |
8.50 – 9.00 |
Завтрак 2 |
10.40 - 10.50 |
10.45 - 10.55 |
Прогулка, образовательная деятельность по областям «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», наблюдения, труд, воздушные, солнечные процедуры |
9.00 - 12.00 |
9.00 - 12.20 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. Подготовка к обеду. Обед |
12.00 - 12.20 |
12.20 - 12.40 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. |
12.20 - 15.10 |
12.40 - 15.10 |
Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика |
15.10 - 15.30 |
15.10 - 15.30 |
Подготовка к полднику. Полдник |
15.30 - 15.40 |
15.30 - 15.40 |
Нерегламентированная совместная образовательная деятельность на участке, игры, уход детей домой |
15.40 - 18.00 |
15.40 - 18.00 |